Ссылки

brsk 

 

site name 

 

 2018 12 02 20 06 51 

 

default logo 

 

e education 

 

ppdd 

 

iro rb

Формирование у учащихся понятие физической картины мира как необходимое условие освоение физики

Для чего современный школьник изучает физику? Или для того, чтобы ему не надоедали родители и учителя, или же затем, чтобы успешно сдать ЕГЭ по выбору, набрать нужное количество баллов и поступить в хороший вуз. Есть ещё вариант, что школьник физику любит, но эта любовь обычно существует как-то отдельно от школьной программы.

Стандартные задачи и абстрактные теоретические построения, которые должен знать обычный школьник, очень быстро выветриваются из головы. В результате физику после окончания школы уже никто не знает — кроме того меньшинства, которому это почему-то интересно или нужно по специальности.

Получается, что науку, главной целью которой было познание природы в школе учат зубрёжкой, а когда в старших классах объём знаний, который необходимо усвоить, резко возрастает, всё зазубрить становится просто невозможно.

И в голове у учащихся происходит примерно следующее

Но это было бы и необязательно, если бы целью обучения было не применение формул, а понимание предмета. Понимать — это, в конечном счёте, намного легче, чем зубрить.

Согласно Государственному образовательному стандарту формирование понятия физической картины мира является одной из основных целей обучения физике:

Понятие физическая картина мира включает в себя такие понятия как механическая картина мира, электромагнитная картина мира и квантово-полевая картина мира.

Возникают некоторые противоречия. Какие методы и приемы использовать для преподавания физики. Поэтому естественно возникает проблема

И мы видим решение этой проблемы во внедрении новых методов преподавания физики

Мы поставили перед собой цель: определить эффективные формы и методы, способствующие повышению качества образования на уроках физики.

Один из которых- фасилитация

под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах.

Основоположником понятия фасилитации является Карл Роджерс.

Также, в данной области работали известные ученые из России

На различных этапах урока учитель -фасилитатор может применять различные методы. Перед вами наиболее эффективные из них

Один из таких методов – мировое кафе, обычно его применяют для решения социальных проблем, мы решили использовать его на уроках физики.

Например, на уроке физики 7 класса «Давление твердых тел жидкостей и газов»

Для проведения урока класс делим на 5 групп - 5 столиков. У каждого столика своя тема. Обратите внимание, все темы связаны с повседневной жизнью.

Метод интересен тем, что учащиеся осуществляют поиск всех вариантов ответа на вопрос. Но и приращивают свои знания с помощью остальных групп. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности можно записывать новые идеи маркером другого цвета. Через несколько переходов. Команды возвращаются за свои столы и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на листах флип-чарта. Развиваются коммуникативные УУД

При изучении вопроса «Расчет сопротивления проводника» учащимся раздаются специально подготовленные комплекты проводников и ставится вопрос: «Как проверить, от чего зависит сопротивление проводника?»

Учащиеся работают в парах, проделывают опыт и записывают результаты. На основании данных, полученных в эксперименте, учащиеся приходят к нужным выводам. Развиваются познавательные УУД

Другой метод. Метод Сократовской дискуссии можно применить на уроке по теме Строение вещества

На этапе формирования новых знаний можно обратиться к учащимся с вопросом: «В две одинаковые мензурки наливаем по 50 см3 спирта и 100 воды. Какой объем должна занять смесь, если содержимое двух мензурок слить в одну мензурку?». Учащиеся без колебаний отвечают, что смесь должна занять объем 150 см3. Затем учитель демонстрирует опыт: после смешения воды и спирта объем смеси стал меньше по сравнению с суммой их объемов до смешения.Возникла проблемная ситуация, которая способствует выдвижению учащимися предположения.

При изучении «Действия жидкости и газа на погруженное в них тело» можно использовать Метод интерактивная лекция с применением карточек вопрос-ответ, такая работа не только формирует основные принципы и понятия физической картины мира, но и способствует развитию коммуникативных УУД

Метод Дерево ответов (дерево решений) можно применять на этапе закрепления знаний учащихся по многим темам, например, по теме «Энергия»

Развивает познавательные УУД

Формирование понятия физической картины мира с помощью метода фасилитации позволяет не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и развивает предметные, метапредметные и личностные резкльтаты.

 

Для того чтобы контролировать временной интервал выполнения заданий, я обычно дополнительно использую метод скрам

Данный метод возник, как метод управления проектами в IT- сфере

Он позволяет фиксировать время выполнения работы, так называемый спринт

Также очень интересно в данном методе выглядит доска задач. Она делится на три столбца и учащиеся передвигая стикеры с этапами выполнения работы, могут контролировать выполнение задачи в целом.

Обычно это подстегивает ребят к действию. Также метод скрам можно использовать на лабораторных работах

Благодаря использованию методов фасилитации зафиксировано повышение усвоения знаний учащихся

И повысилось качество знаний

Но мне хотелось узнать мнение детей. С этой целью я провела анкетирование учащихся. Диаграммы наглядно демонстрируют, что большинство учащихся считает, что предмет физика больше не скучный, а познавательный и интересный.

Над данной методической темой я работаю в течение 3 лет и представляла опыт своей работы на онлайн семинарах и вебинарах различного уровня.

Таким образом, формирование понятия ФКМ с помощью методов фасилитации способствует формированию глубоких и прочных знаний учащихся по физике, но самая главная награда для меня как для любого учителя – когда дети говорят, как быстро пролетел урок! Как хочется остаться на физике еще!

Гаврилова

 

Добро пожаловать на сайт
Гавриловой
Екатерины Вячеславовны,
учителя физики МБОУ "Лицей №52" городского округа город Уфа Республики Башкортостан.