Ссылки

brsk 

 

site name 

 

 2018 12 02 20 06 51 

 

default logo 

 

e education 

 

ppdd 

 

iro rb

Инновационные методы технологии сотрудничества как эффективный метод повышения качества образования на уроках физики

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. За последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей.

Перед школой стоят сложнейшие задачи, которые невозможно решить без качественных изменений подготовки обучающихся. Эти изменения, прежде всего, связаны с поиском эффективных форм и методов обучения, позволяющих осуществлять переход от объяснительно-иллюстративного к активному типу обучения, основанному на поисково-творческой деятельности учеников. В этой связи особое значение приобретают методы активного обучения и адекватное их применение в образовательном процессе современной школы.
Также введение стандартов второго поколения одной из главных задач ставит повышение качества образовательных достижений учащихся, которое возможно при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Здесь существенную роль играет технология сотрудничества.

Но все же в учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.

Цель работы: создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях через использование методических приемов технологии сотрудничества.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ условий для активной совместной деятельности учащихся
  2. Апробировать конкретные методы технологий сотрудничества в учебный процесс.
  3. Провести анализ результатов   работы.
  4. Обобщить и распространить опыт. 

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Идея обучения в сотрудничестве (cooperative learning) появилась в 20-х гг ХХ в;

Разработка технологии обучения в малых группах началась в 1970-е годы (элемент прагматического подхода в образовании Дж. Дьюи);

В 1980-е годы идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов (университет Джона Хопкинса – Р. Славин, университет Миннесота Р. Джонсон и Д. Джонсон, Калифорния – группа Дж. Аронсона, и группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль).

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

  • «Обучениевкоманде» - STL (Student Team Learning)
  • «Ажурная пила» - Jigsaw – разработана Э. Аронсоном
  • «Учимся вместе» - LearningTogether - (университет штата Миннесота)
  • «Исследовательская работа» учащихся в группах (Шломо Шаран, Израиль)

1. Обучение в команде

  • Делим класс на разноуровневые группы из 4-х учащихся.
  • Группа получает задание.
  • Распределяют на каждого по частям, либо выполняют по «вертушке».
  • Задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
  • Общее обсуждение в классе или индивидуальный тест на проверку и понимание. 

2. «Ажурная пила»

  • Материал делим на логические или смысловые части.
  • Каждый получает свою часть, изучает и становится «экспертом» по своему заданию.
  • «Встреча экспертов» из разных команд, но по одинаковому заданию.
  • Возвращение «экспертов» и обучение друг друга по всему материалу.
  • Отчитывается каждый и вся команда в целом.
  • Учитель может спросить одного по любому вопросу.
  • Оценка общая на группу.

3. «Учимся вместе»

  • Одно задание на группу, является подзаданием общей темы класса.
  • Внутри группы распределяются роли в выполнении задания.
  • В результате работы всех групп достигается усвоение всего материала.

4. Исследовательская работа

  • Группы по 6 человек.
  • Подтема на группу.
  • В группе - отдельные задания каждому.
  • Индивидуальная самостоятельная работа каждого.
  • Дискуссия в группах. Составление единого доклада.
  • Презентация доклада перед всем классом. 

Как «освежить» технологию сотрудничества?

Какой подход можно применить для реализации обучения в сотрудничестве?

Рассматривая возможности Scrum в образовании, мы постепенно пришли к идее, что процесс обучения в этом случае можно рассматривать как проект.

Scrum – это методика разработки и поддерживающего развития сложных продуктов. Scrum широко используется и постепенно становится мейнстримом в IT-сфере. Однако всё больше профессионалов находят способы применения методики Scrum и в иных областях.

eduScrum – это методология, в рамках которой ученики решают сложные динамические проблемы, в то же время продуктивно и креативно достигая целей обучения и развиваясь личностно.

SCRUM-УРОК: КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

В качестве проекта на усмотрение учителя принимается тема по предмету (или несколько тем, если они маленькие). В качестве продукта проекта выступают приобретаемые учащимися знания, умения и компетенции. 

      Согласно Scrum, ключевые роли в проекте — это владелец продукта, скрам-мастер и участник команды. 

   Владелец продукта определяет требования к продукту проекта и их приоритизацию, полномочен вносить в них изменения по ходу проекта, а также контролирует их выполнение в ходе реализации проекта. В контексте уроков роль владельца продукта выполняет учитель. 

    Скрам-мастер является участником проектной команды и отвечает за организацию деятельности ее участников для успешной реализации проекта (получения продукта), а также за поддержание благоприятной атмосферы в команде. В роли скрам-мастера выступает ученик. 

      Проектные команды образуются делением класса на подгруппы по 3 – 6 человек, из которых впоследствии выбирается скрам-мастер. 

      Ключевым артефактом проекта является Product backlog (бэклог продукта) — список требований к результатам проекта, упорядоченных по степени важности. В контексте уроков в качестве product backlog мы используем «маршрутный лист» со списком требований и заданий к изучению учебного материала по выбранной теме (темам) школьного предмета, требования к качеству обучения. В «маршрутном листе» указываются разделы изучаемой темы (модуля, главы) школьного курса предмета, прописанные в рабочей программе, или задачи, которые необходимо реализовать. 

   Работа школьников организуется короткими фиксированными итерациями — спринтами длительностью одна-две недели, в конце каждого из них представляется законченный продукт или часть продукта. Длина спринта выбирается совместно учителем и детьми в начале проекта. Внутри одного проекта длительность спринтов одинаковая, но в разных проектах может изменяться. Команда, согласно своей скорости, отбирает из «маршрутного листа» задачи на один спринт, формируя так называемый бэклог спринта. В конце каждого спринта организуется демонстрация результата в самой разнообразной форме — тестов, самостоятельной работы, опорной схемы и др. Далее проводится ретроспектива эффективности процесса, при необходимости вносятся корректировки, и запускается следующий спринт. Таким образом, данная технология включает в себя несколько этапов: подготовительный, планирование, реализация, рефлексия.

На уроках с применением обновленной технологии сотрудничества развиваются все УУД.

Вывод: Использование технологии сотрудничества на уроках физики способствует повышению качества образования, помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность , умение адаптироваться к сложившейся ситуации, умение работать с материалами по ЕГЭ и другой справочной литературой.

Гаврилова

 

Добро пожаловать на сайт
Гавриловой
Екатерины Вячеславовны,
учителя физики МБОУ "Лицей №52" городского округа город Уфа Республики Башкортостан.